Смольный собор был
задуман как храм небывалого по красоте и великолепию монастыря – памятника
благополучному царствованию императрицы Елизаветы Петровны.
Он действительно
производит неизгладимое впечатление, обладая странным, мистическим
свойством как бы «уменьшаться» при подходе к нему, не утрачивая своей
величественности.
Даже не испытывавшие
пиетета к стилю барокко зодчие отдавали должное этому творению Растрелли,
совершенству его пропорций и изяществу убранства. Говорили, что архитектор
Джакомо Кваренги, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную
враждебность по отношению к Растрелли, останавливался перед Смольным
собором и восклицал: «Ecco una chiesa!» («Вот это храм!»).
Начинал строить собор в
1748–1763 архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, мастер барокко, украсивший
собор характерными для барокко деталями убранства – элементами стихии воздуха,
рокайлями, «жемчужинами». Продолжил строительство в 1832–1835 архитектор
Василий Петрович Стасов, создавший убранство интерьера в духе своего времени.
Эффектное и роскошное, оно производит сильное впечатление, настраивая на
торжественный лад.
Смольный собор входит в
состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Здесь проводятся
выставки и проходят концерты Камерного хора Смольного собора – одного из лучших
российских хоровых коллективов, с огромным успехом выступающего как в России,
так и за рубежом. В 2010 году в Смольном соборе установлен орган, созданный
специально для него лучшими голландскими мастерами. Органные концерты пользуются
особой любовью слушателей: голос этого инструмента в изумительных интерьерах
Смольного собора кажется необычайно выразительным и одухотворенным.
показать полностью